Если вы когда-нибудь решите отдохнуть на Карибах, обязательно навестите там моего хорошего друга Тимура Тазетдинова в местечке под названием Дахабон.
Когда-то он жил в Казани и встречался с моей подругой… Потом их и наши пути разошлись, а через несколько лет я с огромным удовольствием читала его заметки о дикой природе, ее разнообразии, жизни на Карибах и создании им Международного Фонда Охраны и Восстановления Дикой Природы.
В России Тимур работал дизайнером сначала в Казани, потом 8 лет в Москве, но при этом давно интересовался биологией и зоологией. А там и до фермерства оставался один шаг, который он и сделал, когда понял, что так можно принести больше пользы людям. К тому времени он окончательно устал от работы в дизайне, накопил денег от частных заказов, часть денег выгодно инвестировал при помощи знакомого брокера… И в 2011 году решил наконец заняться любимой темой охраны природы, а ранчо стало новым источником доходов.
Так как основной интерес в биологии для Тимура представляли экосистемы коралловых рифов, а карибские рифы одни из наиболее пострадавших от хозяйственной деятельности человека, выбор пал на Карибы. При этом там легко оформляется вид на жительство и среди развивающихся стран Доминикана самая стабильная и безопасная, что дает шанс что-то делать, не имея проблемы в виде местных, мечтающих все украсть и продать. Изначально выбор был между Полинезией и Карибами, но победил испанский язык против французского. (Хотя иногда мне кажется, что в прошлой жизни он просто был пиратом и его потянуло в родные места…)
Он одинаково увлекательно пишет о пиратах и фантастических приключениях в неопределенном времени:
«Первым, кто попался в лапы Льва, был Одноухий Джек Риббонс, что ходил на шлюпке “Пятница” и не гнушался грабить даже воскресные школы. Сэр Генри загнал его на рифовые отмели близ Антигуа и доверил свершить правосудие надвигающемуся шторму. Следующим был Марк Фаррел, по прозвищу Скряга, известный тем, что за бесценок распродал захваченный близ Барбадоса груз редких книг. Попугай-Льюис предпочел сдаться испанцам, едва Лев прижал его к побережью Эспаньолы…»
И о буднях из жизни животных на ранчо. Так, что читаешь на одном дыхании.
«Сегодня мышь нашла ведро с комбикормом, спрыгнула туда и не смогла вылезти. Отлично, думаю, верну отправителю. Выношу ведро на улицу, ставлю, зову кошек. Кошки Блошка и Стрелка прыжком ныряют в ведро. Но эти кошки завистливые и хитроумные созданьица, и вместо мыши они впиваются друг в друга. Мышь протискивается между ними, взбирается на голову Стрелке и сигает из ведра. Ее перехватывает котик Логан. Он молодца, он славный, но у него проблемы с уверенностью в себе, и когда к нему бросается кот Тигра, котик Логан отпускает мышь. Мышь бросается в сторону, Тигра за ней, но там, с видом “женеманжпасисжюръ” в дом крадется кот Рыжий, в надежде украсть еды. Тигра приземляется на него, Рыжий нервничает, и они устраивают безобразную драку. Мышь выскакивает из-под котов и бежит в сторону двора…»
Жизнь на ранчо не безоблачна. Каждый год случается засуха, которая высушивает посевы. Дождя может не быть месяцев пять. Жара под 40, а в воздухе постоянный дым от пожаров. Случаются ураганы, раз в день отключают электричество, интернет работает с перебоями и с животными много хлопот.
С другой стороны, шикарные виды, свежие овощи и фрукты круглый год, плюс возможность приносить реальную пользу и видеть результат своих трудов.
«Экология – это про будущее», – рассказывает Тимур, – «Основная задача экологии, это “подружить” человеческую цивилизацию и окружающую среду. Тот образ будущего, который описывает экология, как наука – это гармоничное сосуществование цивилизации и природы».
Зачем нужно заниматься экологией?
Вот вы, например, любите креветок?
А креветки и моллюски с большим удовольствием потребляют органику из речных стоков. Ловят их в заливе Самана. Там, где в залив впадают реки, текущие с рисовых полей. Системой каналов сточные воды несут в себе разный мусор и кое-что посерьезнее, например, паракват. Паракват запрещен к применению в Доминиканской Республике, но под торговой маркой “Грамоксон” он запросто продается в сельском хозяйстве как и гербицид 2,4-Д.
Международное агентство по исследованию рака признало 2,4-Д “возможно канцерогенным”. А также он является причиной мужского бесплодия.
Паракват при попадании в организм человека в небольших дозах наносит отложенные во времени повреждения. Через несколько дней или недель может случится сердечная недостаточность, почечная недостаточность, повреждения печени и так далее.
И все это попадает в организм моллюсков и креветок, которые потом могут попасть в организм человека.
И дело не в том, что фермеры Доминиканы какие-то особенно плохие. Дело в отсутствии образования и понимания, что если сегодня разрушить коралловый риф, чтобы собрать рыбу, то завтра на этом рифе рыбы не будет. И послезавтра не будет. И через десять лет.
В конце концов, никому в голову не приходит мысль взорвать курятник чтобы добыть немного куриного мяса.
У окружающей среды нет государственных границ. И локальное разрушение влияет на глобальную экосистему, а в итоге, и на весь мир.
Чтобы продемонстрировать это, пять лет назад Тимур приобрел участок галерейного леса у безымянной пересыхающей речки, площадью чуть более гектара, выкупив его у местных скотоводов. Всякая хозяйственная деятельность на участке была прекращена. Доступ животных был ограничен, полностью запрещены охота, вырубка деревьев и кустарников. Сбор плодов возможен только с нижних веток. Фактически, был создан импровизированный заповедник.
За пять лет на территории стали активно гнездиться пустельги, дятлы, трогоны, кукушки, совы, и даже находящийся под угрозой вымирания черноухий амазон. Очень много рептилий, амфибий, беспозвоночных.
На фоне окружающих пастбищ и полей получился настоящий оазис жизни.
Конечно, если бы площадь была больше, то и эффект восстановления фауны был бы значительнее. Но даже на таком небольшом масштабе отчетливо видно, что формат “частного заповедника” работает.
Если хотите есть экологически чистых креветок, купаться в прозрачной воде полной прекрасных рыб всех видов и цветов, шикарно отдохнуть и при этом принести пользу и немножко спасти мир – Добро пожаловать в Дахабон, Карибы в гости к моему другу.
Тимур говорит, что именно я три года назад подала ему идею о создании благотворительного фонда. Сейчас в проекте 5 человек, которых Тимур нашел с помощью социальных сетей. Фонд зарегистрирован в России, его глава и учредители – экономисты, медики и биологи, а Тимур – директор фонда и филиала в Доминикане. Одна из главных задач фонда – развитие волонтерского движения в России, вторая задача – создать условия для работы в Карибском регионе для российских ученых и студентов. Российских биостанций за рубежом нет вообще, а зарубежных волонтерских лагерей, ориентированных на россиян тоже как-то не много. А хотелось бы сотрудничать с российскими университетами, предоставив площадку для практики и исследований.
Для них сейчас есть отличная площадка в Монте-Кристи, в 550 километрах Пунта-Каны, где находится аэропорт. Это небольшой рыбацкий город на побережье, совершенно не испорченный массовым туризмом. С одной стороны от него национальный парк с большой бухтой, мангровыми лесами и болотами, а с другой стороны – живописная гора и примерно 50 км безлюдного побережья. Вся акватория прикрыта барьерными рифами, кораллы еще живы, но сильно подавлены загрязнениями, а рифовую фауну выедают рыбаки. Морские черепахи есть, но мало. Именно здесь основной плацдарм проекта, где можно проводить научные исследования или помочь разгребать горы пластикового мусора. И там есть недорогие отели, где можно остановиться. Заодно можно понырять и полюбоваться береговыми рифами, полазить по горам, пройтись по национальному парку и необитаемым островам.
Лето очень жаркое, зимой, с ноября по май, прохладнее, но чаще бывают шторма. В сезон ураганов в море может быть нереально выйти.
До ранчо и мини-заповедника в Дахабоне ехать чуть дальше: 600 км и 7-8 часов. В планах Тимура построить там домики для размещения волонтеров, починить транспорт, приобрести оборудование, начать системно заниматься очисткой побережий и восстановлением прибрежных рифов. Построить питомник для скорпионов и тарантулов, которые оказались очень полезны в медицине. И открыть на острове новое направление экологического туризма.