Вампиры – новые герои нашего времени

Бум фэшн-­спроса на актеров, сыгравших вампирские роли.

Текст: Антон Трофимов

Каждое время требует своих героев — и порождает их. И каждое время, каждая эпоха делает это по-­своему, с использованием тех инструментов, которыми обладает.

Когда-­то героев порождали великие географические и научные открытия. Потом — войны и революции. Но чем ближе к настоящему времени, тем больше героев порождают средства массовой коммуникации.

Рождение героя — реакция общества на спрос со сторо­ны людей, из которых оно складывается. А что такое общественный спрос? Это вектор чаяний, устремлений и желаний множества людей.

Чего прежде всего хотят люди? Успеха? Да! Любви? Без сомнения! Удачи? Конечно, и побольше, побольше!
А в чем залог успеха, любви и удачи? В чем геройство? В том, чтобы быть непохожим на других.
Другого рецепта нет.

Вот почему герой XIX века — ученый, первооткрыватель, герой первой половины ХХ века — совершивший военный подвиг или революционер. Вторая половина прошлого столетия, с бурным расцветом технологий рекламы, в которую вносили свою лепту средства массовой информации (особенно телевидение!) и кино, вывела иную породу героев: маленьких людей, так похожих на тебя, но, в отличие от тебя же, добившихся большого успеха. Воплотители великой американской мечты, спасающие мир крепкие орешки и неуживчивые полицейские — вот они, герои эпохи массовых коммуникаций.

А что потом? Кто станет героем эпохи, доказавшей обществу, что одиночка — бессилен, что стражи закона и блюстители традиций — маргиналы, а не пример для подражания?
Как быть непохожим на других сегодня?

Самый точный ответ на этот вопрос дала вампирская сага «Сумерки». С экрана на рекламные постеры и в социальные сети шагнули Иные…

Рождение новых героев

Аристократическая бледность, утонченные манеры, небывалое долголетие, отличная от общепринятой мораль и странным образом уживающаяся с нею готовность защищать тех, кто дорог… Таков портрет современного героя­-вампира. И если присмотреться, то в этом портрете легко угадываются черты едва ли не всех героев прежних времен.

Вознесенный на пьедестал славы вампир, как герой XIX века, много знает, разбирается в любых сторонах жизни (еще бы: за три­-четыре века можно было разобраться!) и пусть не сразу, пусть не всем, но раскрывает Великие Тайны.

Как герой века ХХ, он готов к самопожертвованию, готов рискнуть своей долгой-­долгой жизнью ради тех, кого любит или кем дорожит, — разве это не привлекательно?!

Как кумир эпохи постиндустриального общества, вампир — одиночка, маргинал; общество отвергает его, преследует, пытается уничтожить. Но в этом противостоянии победа — пусть иногда и пиррова! — останется за новым героем. А пока сражаешься с обществом и навязанными им ценностями, можно попутно спасти мир, пусть даже в масштабах одного вымышленного городка.

Пройти мимо такого персонажа рекламная индустрия никак не могла. Но и поднять его на щит раньше, чем публика привыкла к мысли о том, что вампир — далеко не всегда чудовище, убивающее людей, но и существо, достойное сочувствия, а потом и восхищения, было нельзя.

Прежде чем вампирский лик стал лицом модных брендов, в этой роли успели побывать другие герои вчерашних дней. Они и сегодня продолжают рекламировать новые товары и ароматы: достаточно вспомнить рекламную карьеру многочисленных Джеймсов Бондов (маркетологи вообще называют шпионскую сагу об агенте 007 образцом использования возможностей фэшн­индустрии). Но один из главных принципов рекламы гласит: тех, кто в 35 лет станет основным потребителем, нужно завоевывать, пока им не больше двадцати. А двадцатилетние все меньше хотят быть похожими на Джеймсов Бондов и других кумиров своих родителей. Они чувствуют себя иными — и хотят быть похожими на Иных.

Начать с малого

Бум фэшн-­спроса на актеров, сыгравших вампирские роли, начался в 2009 году, вскоре после выхода на экраны первой части саги «Сумерки». Колоссальная касса, которую собрал этот фильм — $35 млн в день премьеры 17 ноября 2008 года и почти $70 млн за первый уик­энд проката (а общая сумма сборов в мире составила почти $409 млн) — ясно дала понять: вот они, новые герои нового времени!

Уже осенью 2009 года один из «сумеречных» актеров — Тейлор Лотнер, исполнитель роли вервольфа Джейкоба Блэка, — появился на страницах нескольких модных журналов в футболке от Armani. Почти сразу же заговорили о том, что именно Лотнер станет новым лицом модного дома, сменив в этой роли футболиста Дэвида Бекхэма. Но, увы, дальше демонстрации футболок дело с Armani не зашло.

Однако старт, что называется, был дан. Следующим фэшн­вампиром стал Келлан Латс, исполнивший в «Сумерках» роль Эммета Каллена. В начале 2010 года, подписав контракт с модельным агентством «Форд» (финансовые условия контракта не разглашались, но по мнению экспертов, сумма контракта могла достигать $1 млн), он стал лицом линии нижнего белья от Calvin Klein — Calvin Klein X Underwear. Что примечательно: вместе с Келланом Латсом в четверку новых лиц бренда попал еще один «вампир» — Мехкад Брукс, полюбившийся зрителям (и модельным агентствам!) за роль Бенедикта Телли в телесериале «Настоящая кровь».

Правда, и для Латса, и для Брукса контракты с Calvin Klein не были в новинку: оба уже не первый год были заняты в модельном бизнесе, а удачные вампирские роли скорее стали еще одним аргументом в пользу именно этих актеров. Аргументом, который, как выяснилось, перевесил все остальные: на волне успеха вампирских фильмов продажи новой коллекции, которую рекламировали Иные — в обычном для этой марки провокативно­сексуальном стиле, — пошли вверх. Теперь оставалось только ждать, когда в модных роликах и на рекламных постерах появятся лица других актеров, прославившихся исполнениями ролей вампиров. И ждать пришлось недолго.

 

Лед тронулся

Год спустя Келлан Латс стал лицом другой модной марки — денима Dylan George, основанной в 2008 году дизайнером Денни Гесом (который в скором времени стал деловым партнером актера, а сам Латс создал собственную коллекцию марки). Однако звезды первой величины вампирских саг — такие, например, как Роберт Паттинсон — все еще были недоступны для модельных агентств, сотрудничающих с ведущими модными брендами.

Например, в ноябре 2010 года Паттинсон категорически отверг предложение креативного директора марки Burberry Кристофера Бейли возглавить новую рекламную кампанию фирмы. Даже солидный гонорар — а актеру предлагали ни много ни мало $2 млн! — не убедил звезду «Сумерек». «Актерство — мое призвание, и я не намерен превращать свое лицо в бренд!» — так категорично, по слухам, ответил Паттинсон на заманчивое предложение. Хотя злые языки принялись утверждать, что дело не в актерских принципах, а в неудачах, которые преследовали Роберта, когда по молодости лет он пытался пробовать свои силы в качестве модели. И действительно, Паттинсон с неохотой вспоминает первые опыты в фэшн­бизнесе и даже называет свою модельную карьеру «самой бесславной».

Лед удалось сломать только год спустя. В октябре 2011 года одна из звезд «Сумерек» — исполнительница роли Элис Каллен актриса Эшли Грин — воплотила свою детскую мечту стать моделью и начала сниматься в рекламной кампании DKNY и DKNY Jeans. Причем снимать «вампиршу» для новой коллекции марки пригласили весьма и весьма именитых фотографов — Инез ван Ламсвеерде и Винуд Матадин, прославившихся новаторством в области фэшн­фотографии и работавших с самыми именитыми моделями и марками.

Успех превзошел все ожидания: продажи модной джинсовой одежды из коллекции Донны Каран, которая всегда позиционировала свою продукцию как «джинсы для тех, кому чуть за 30 и кто уже обладает зрелой фигурой», резко пошли вверх. А потребителями стали не только те, «кому чуть за 30»: одеваться в джинсы, которые не постеснялась надеть сама Эшли Грин — или, если угодно, сама Элис Каллен!, — стремилось все больше молодых американок и европеек. Стоит ли удивляться, что Грин, продолжившая будоражить сердца телезрителей эмоциями и поступками молодой вампирши из клана Калленов в сиквелах «Сумерек», и на следующий год получила предложение представлять ту же марку.

А летом 2012 года лицом нового аромата Encounter от Calvin Klein стал Александер Скарсгорд — исполнитель роли шерифа­вампира Эрика Нортмана в телесериале «Настоящая кровь». Выбор компании­партнера был предсказуем: убедившись на примере других «вампиров» — Келлана Латса и Мехкада Брукса — в востребованности образа бледноликого героя, бренд не мог не попробовать использовать его для продвижения современного мужского аромата. Причем, как признается сам Александер Скарсгорд, он был первым мужчиной­актером в рекламе аромата от Calvin Klein!

Надо думать, размер гонорара за столь смелый шаг, как съемки в фильме в стиле нуар (именно так назвал свою работу над рекламным роликом аромата Encounter Александер), был существенным. Насколько именно, сказать невозможно, поскольку сумма является коммерческой тайной. Но если исходить из того, что в том же году партнерша Скарсгорда по ролику Лара Стоун заработала в общей сложности $3,2 млн, надо полагать, что Александр вряд ли бы согласился на меньше, чем $1 млн.

Вампирский звездопад

И все-таки, несмотря на шумный успех «вампирских» рекламных кампаний с участием звезд второй величины из «Сумерек» и других фильмов о любителях теплой крови, до главных актеров этих постановок рекламщики ну никак не могли добраться. И вдруг — новость, прозвучавшая подобно грому среди ясного неба: исполнительница роли главной героини «Сумерек» Беллы Свон — актриса Кристен Стюарт, партнерша Роберта Паттинсона — стала лицом нового аромата Florabotanica от знаменитого модного дома Balenciaga!

Это известие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Еще бы! Мало того, что Кристен Стюарт согласилась на сотрудничество с маркой только после того, как ее уговаривать приехал лично креативный директор Balenciaga Николя Гескьер. Так ведь, поддавшись на его уговоры, Кристен попала в один ряд с такими немало сделавшими для продвижения марки знаменитостями, как голливудские легенды Бэйб Палей, Глория Гиннесс и Марлен Дитрих!

Результатов этого сотрудничества фэшн­индустрия ожидала, затаив дыхание. Ведь от того, насколько удачным будет «роман» Стюарт с Balenciaga, зависел не только коммерческий успех модного бренда — зависели и перспективы убедить партнеров Кристен по «Сумеркам» все-­таки начать сотрудничество с индустрией моды.

Через полгода после сногсшибательной новости появилась еще одна, не менее удивительная. Пошли слухи, что после ухода Николя Гескьера из модного дома Balenciaga контракт со Стюарт будет расторгнут — то ли досрочно, то ли сразу по окончании рекламной кампании. Поговаривали даже, что всему причиной назначение на пост креативного директора Balenciaga дизайнера Александра Вонга, давнего друга Либерти Росс — супруги Руперта Сандерса, с которым Кристен изменила своему бойфренду Паттинсону. Скандал с изменой был шумным, звезды «Сумерек» разбежались по разным домам, а модельный бизнес ждал: как поведет себя Вонг — как человек или как бизнесмен?

Оказалось, как бизнесмен: в мае нынешнего года стало известно, что Balenciaga продолжает сотрудничество со Стюарт. Актриса снялась во второй рекламной кампании в поддержку того же аромата Florabotanica, ставшего одним из самых коммерчески успешных ароматов марки за последние несколько лет.

Ароматы от вечноживущих

Видимо, эта новость и стала последней каплей, переполнившей чашу терпения главных звезд «Сумерек» и других вампирских саг. Потому что лето этого года ознаменовалось сразу несколькими громкими контрактами с исполнителями ролей «главных вампиров».

Надо думать, Роберт Паттинсон все­таки жалел о своем отказе от съемок в рекламе, который он тремя годами ранее дал Burberry — а может быть, актерский успех заставил его поверить, что теперь­то у него хватит умения и старания добиться удачи на модельном поприще. Или фэшн­успех экс­возлюбленной Кристен Стюарт натолкнул Паттинсона на мысль посостязаться с нею и в этом деле: как известно, ничто так не сподвигает на смелые эксперименты, как стремление доказать бывшему партнеру, чего он или она лишились.

Впрочем, теперь уже не так важно, какие именно соображения руководили Паттинсоном, когда он наконец­то дал согласие стать новым лицом аромата Dior Homme. О том, что это случилось, заговорили еще в начале года, но только в середине июня Dior официально подтвердил: да, Паттинсон выбран на роль нового лица аромата, который раньше рекламировал актер Джуд Лоу. В модном доме это решение объяснили просто, но не слишком понятно: дескать, Роберт — актер разноплановый, умеет воплощать самые разные характеры, что и нужно создателям ролика. О том, насколько привлекателен для потенциальных покупателей его вампирский образ, не было сказано ни слова — но думается, именно это соображение и было основным.

Насколько выгодным для Паттинсона будет этот контракт? Не приходится сомневаться, что сумма должна стартовать от пары миллионов долларов: за съемки в последней части «Сумерек» — «Сага. Рассвет: Часть 2» — Роберт получил $12,5 млн и вряд ли согласился бы на сумму, составляющую менее десятой части этого гонорара. Но, как и у других «сумеречных» и «вампирских» звезд, подвизающихся ныне в рекламном бизнесе, точные цифры и финансовые условия контракта Паттинсона не разглашаются.

А самой последней новостью об участии актеров­«вампиров» в фэшн­съемках, стали фотографии звезды сериала «Дневники вампира» Иэна Сомерхолдера (он играет роль главного отрицательного героя Деймона Сальваторе), сделанные во время съемок ролика нового аромата Azzaro.

Вездесущие папарацци заметили Иэна в компании с бразильской моделью Аной Беатрис Баррос, когда звезды изображали страстный поцелуй на балконе виллы Тремеццо на озере Комо в Италии. Судя по всему, неизбежное появление сделанных исподтишка фотоснимков в интернете и на страницах печатных изданий не противоречило желаниям актеров и съемочной группы. Во всяком случае, ни Иэн с Аной, ни работающие с ними актеры, гримеры и прочие статисты никак не стали выражать своего неудовольствия от несанкционированной съемки. Напротив, «отработав» положенный по сценарию ролика поцелуй, актеры наклонились над балюстрадой балкона и послали несколько воздушных поцелуев собравшимся внизу фотографам.

Однако фотографии — фотографиями, а никакой официальной информации о том, каким будет сюжет нового ролика, как скоро он выйдет в прокат, почему пригласили сниматься в нем именно Иэна Сомерхолдера и будет ли эксплуатироваться его вампирский облик в рекламе, ни от кого не поступало. И поклонникам ароматов Azzaro и героев Сомерхолдера об этом остается только догадываться.

Зато не вызывает сомнения, что скорее всего на выбор актера для рекламного ролика Azzaro наверняка повлияло решение модного дома Dior, да и в целом новая «вампирская» тенденция в модном бизнесе. Ведь даже новый ролик аромата Chanel №5, в котором — впервые в истории марки! — снялся мужчина, тоже можно считать отчасти «вампирским». Нарушивший многолетнюю монополию женщин на рекламу этого аромата (и получивший за это, насколько известно, порядка $7 млн), Брэд Питт предстает в нем усталым, много повидавшим существом, с горечью и надеждой в голосе произносящим: «Это не путешествие. Каждое путешествие заканчивается, но мы продолжаем путь…». Да и темно­серая гамма, в которой снят ролик (цветными в нем остались только знаменитый флакон легендарных духов и финальный кадр — уже без Питта, но со слоганом «Chanel №5. Неизбежность»), тоже не может не вызывать ассоциаций с рекламными тизерами с участием актеров­«вампиров».

Тут уместно вспомнить, что Брэд Питт успел одним из первых завоевать сердца зрителей ролью вампира — он сыграл Луи в киноленте «Интервью с вампиром». И хотя со дня выхода этого фильма на экран в 1994 году до повального спроса на вампирские образы сегодня прошло немало времени, вряд ли можно забыть о той актерской работе Питта. Кто знает, возможно, помнили о ней и сценаристы ролика Chanel. А если и не помнили — не беда: любой, кто следит за тенденциями в фэшн­мире, наверняка сам найдет эту связь. И значит, ставка на привлекательность вампирского образа снова оправдает себя.

 

The mole a mole is the additional reference amount of matter in avogadro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *